10 февраля 2006

Дмитрий Анохин

 

БЕДНЫЙ ПАВЕЛ – СВЯТОЙ МУЧЕНИК?

Будет ли канонизирован "самый романтический" российский самодержец?

 

Московский аристократический клуб выступил с инициативой причисления к лику православных святых императора Павла I. О мотивах этого на первый взгляд спорного намерения рассказывает президент клуба граф Алексей КАМЕНСКИЙ.

 

Почему Александр I инсценировал собственную смерть?

 

– Алексей Николаевич, зачем причислять к лику святых далеко не самого удачливого царя, правившего Россией всего четыре года, четыре месяца и четыре дня? Неужели у столичных аристократов, которых представляет возглавляемая вами организация, не нашлось кандидатуры достойнее?

– Дело не в том, что кто-то достоин канонизации больше или меньше. Фигура Павла I, 250-летие которого мы отмечали в позапрошлом году, в историческом контексте понята не до конца и поэтому кажется неоднозначной. Но канонизировать его, как мы считаем, необходимо не только из-за исторических заслуг, а в силу христианских подвигов, главный из которых – мученическая кончина. Цареубийство, случившееся в Зимнем дворце в марте 1801 года, – один из отвратительнейших моментов в отечественной истории. А для Александра I, который, на мой взгляд, знал о готовившемся перевороте и был в нем замешан, – еще и отцеубийство. Не случайно младший брат Александра, великий князь Константин Павлович, узнав о гибели отца, смог промолвить только: "Я бы от такого престола отказался... " Кстати, позднее, в 1825 году, он и на самом деле отказался от трона, когда Александр, как было официально объявлено, скончался в Таганроге. В народе до сих пор популярна легенда о том, что 180 лет назад Александр не умер, а сделался старцем Федором Кузьмичом (кстати, в Томске мощи этого таинственного отшельника являются почитаемой святыней). Не страшный ли двойной грех отце и цареубийства замаливал таким образом старший сын Павла? Ведь, как теперь очевидно, он занял престол явно преждевременно, что сильно изменило ход российской истории. Но, поднимая сейчас вопрос о святости Павла, мы не жаждем отмщения, а всего лишь напоминаем: надо завершить процесс прерванной канонизации. Потому что документы о прославлении Павла Петровича в лике святых Синоду поручил подготовить еще Николай II (как известно, ныне сам святой царь-мученик). Случилось это в 1916 году, и, наверное, вы понимаете, какие события помешали закончить процедуру в то время.

– Для канонизации человека одной лишь мученической кончины маловато...

– Описаны случаи более 300 чудес у императорской могилы в усыпальнице Петропавловской крепости. Все они перечислены в специальной книге "Венок на гробницу императора" , изданной священниками Петропавловского собора.

 

Зачем Россия воевала с Англией в Индии

 

– А как же популярные упреки Павла в западничестве, бессмысленной муштре и даже масонстве?

– Они не имеют оснований. Тем, кто говорит о муштре, следовало бы знать: лишь только благодаря разработанным в Гатчине павловским реформам русской армии удалось восстановить утерянную к концу екатерининского правления боеготовность. Правда, плоды по-европейски передовых новшеств, тогда весьма непопулярных, пожинал уже Александр, при котором наши войска с воспитанными на павловской реформе кадровыми офицерами-артиллеристами одержали блистательные победы над Наполеоном. Самому Павлу помешали все те же заговорщики. Вот они-то как раз и были масонами! Теперь об этом мало кто вспоминает, но незадолго до смерти Павел Петрович разорвал дипломатические отношения с Британской империей. Произошло это из-за Мальты и прав Мальтийского ордена. Ведь именно Павел официально возглавил этот орден, а значит, стал владельцем его колоссального имущества в Европе, нажитого за семь веков.

Государь объявил войну Англии и направил войска в Британскую Индию. Тогда это решение многих поразило своей внешней дипломатической нелепостью. А причина на самом деле была весомая! Англичане, чье влияние на острове было по традиции велико, под командованием адмирала Нельсона заняли мальтийскую территорию несмотря на то, что по международному праву она стала принадлежать нашей стране.

– В самом деле?!

– Чтобы разобраться в этом сложном эпизоде тогдашней европейской политики, нужно вспомнить Французскую революцию, зарево которой разгорелось немного ранее. Мальтийский орден, владевший тремя уникальными святынями христианского мира (частью Животворящего Креста, где был распят Спаситель, десницей Иоанна Крестителя, которой Предтеча крестил Христа, и написанной евангелистом Лукой в 46 г. Филермской иконой Божией Матери – знаменитым прижизненным изображением Богородицы), в статусе княжества входил в состав Священной Римской империи. Империя воевала с революционной Францией, войска французов вошли в Рим и объявили Италию, тогда часть империи, республикой. Папа Римский был захвачен, арестован и вывезен во Флоренцию. Австрийский император, понимая угрожающую ситуацию с Папой и с орденом, искал поддержки у Павла. Буквально силой отобрав у бывшего гроссмейстера ордена вывезенные со Средиземноморья святыни, он со специальным посольством отправил их в Россию. Вослед потянулись тысячи рыцарей разгромленного французами Мальтийского ордена – самого аристократического в Европе. С ответом Павел не заставил ждать: моментально направил Суворова с войском в Северную Италию, где фельдмаршал после знаменитого перехода через Альпы серьезно потеснил французов и намеревался освободить понтифика из плена.

Именно из желания взять под опеку древнее христианское рыцарство, а вовсе не из каких-то западнических стремлений Павел принял титул Великого гроссмейстера. Кстати, до сих пор почему-то всерьез утверждают, будто Папа отказался признать русского императора главой Мальтийского ордена. Да Папу тогда держали в заточении, а все документы он составлял под диктовку французского военного министра генерала Бертье!... На Мальте же со временем должна была разместиться средиземноморская военно-морская база России. К сожалению, судьба отмерила Павлу слишком мало времени.

 

Как забыли церковный праздник

 

– А какова судьба святынь?

– Поистине удивительна. Их поместили в домовый храм царской семьи "Иконы Нерукотворного Образа" в Зимнем дворце (там сейчас находится закрытая для постороннего доступа библиотека Эрмитажа). Ежегодно в день перенесения святынь в Россию – 13 октября по старому стилю или 25 октября по новому – церковь вспоминала это событие. Реликвии неизменно доставлялись в Гатчинскую церковь, где их демонстрировали народу, а потом возвращались в Петербург. Если вы откроете церковный календарь, вы и сейчас увидите этот праздник, только он не празднуется.

– Почему?

– Потому что святынь у нас нет. Во время революционных событий 1917 года Николай II как патрон ордена поручил чинам Пажеского корпуса вывезти святыни в Москву, где они угодили в Патриаршую ризницу. В 1918 году эта сокровищница, как хорошо известно, была ограблена – но опять-таки незадолго перед тем патриарх Тихон благословляет вернуть реликвии в Гатчину.

Вскоре к Петрограду на расстояние пушечного выстрела подходят белые войска, и к священнику гатчинского Павловского собора протоиерею Иоанну Богоявленскому приезжает военный резидент граф Игнатьев с высокопоставленным чином штаба Юденича. Втроем они вывозят святыни в Таллин, откуда те попадают в Данию, ко вдовствующей императрице Марии Федоровне – супруге Александра III.

Сделаю небольшое отступление. Иоанн Богоявленский остается в Эстонии, служит там в православном соборе, после войны назначается ректором Ленинградской духовной академии, а еще позже принимает монашество и под именем Исидор занимает епископскую кафедру в Таллине. Все эти годы его духовным чадом был юный Леша Ридигер – нынешний Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который, конечно, слышал об удивительной судьбе великих святынь христианского мира.

– Так что же с ними стало?

– Больше они не вернулись в Россию, хотя православного мира не покинули. После смерти императрицы Марии ее дочери Ксения и Ольга передали их своему родственнику – греческому королю Георгу. После кратковременного пребывания в Берлине у митрополита Русской православной зарубежной церкви Антония Храповицкого в 1932 году святыни попадают к югославскому королю Александру Карагеоргиевичу. В 1934 году короля убивают в Париже, а наследник белградского престола Петр II расформировывает эмигрантские вооруженные силы и прячет золото династии со святынями в Черногории, в Острожском монастыре.

Уже после войны спецслужбы маршала Тито золото обнаружили, а святыни тихонько перевезли в музей черногорской столицы Подгорицы (тогда Титоград). Только в 1990-е годы Сербская православная церковь объявила пастве об их сохранности. Фрагмент руки Иоанна Крестителя и часть Святого Креста находятся в монастыре старой черногорской столицы Цетинье, а Филермская икона – в государственном музее того же города, что, конечно, возмутительно. В 1994 году Алексий II, будучи в Цетинье, благословил дланью Предтечи сербский народ, но вопрос о возврате святынь России тогда поставлен не был. Думаю, теперь мы вправе обратиться к предстоятелям двух дружеских церквей с этой инициативой.

– Тем более что несколько раз посетив Государственный музей Цетинья, в открытой экспозиции Филермской иконы я не видел.

– Значит, дело еще хуже, чем я предполагал. Думаю, одним из первых практических шагов по реализации наших намерений станет паломничество в Цетинье, которое мы предпримем уже в этом году. А потом надо будет возродить православный Мальтийский орден, ведь именно благодаря этому институту, созданному Павлом, русский народ молился величайшим реликвиям христианского мира, когда-либо находившимся в нашей стране. Кстати, многие прямые потомки командоров ордена живы и здравствуют, так что с восстановлением статуса этой организации проблем не будет.

– А не боитесь, что параллельно свои права на святыни предъявят рыцари католического Мальтийского ордена?

– Руки коротки! Католики прекрасно понимают, что не смогли сберечь эти реликвии, и поэтому они перешли к православным. В тот момент это было не так важно – лишь бы над ними не смогли поглумиться революционеры-безбожники. Русские же, спасая святыни в минувшем веке, передавали их только православным монархам.

– А кто вправе возглавить Православный орден иоаннитов?

– Это сложный юридический вопрос. Думаю, можно обратиться к опыту Византии. В отсутствие императора его функции там исполнял патриарх, и наоборот. Думаю, и сейчас Патриарх Московский и всея Руси с полным правом мог бы возглавить православный Мальтийский орден.

 


 

КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ «ВМ»

 

Секретарь синодальной комиссии по канонизации священник Максим МАКСИМОВ:

– Вопрос о возможном причислении к лику святых Русской православной церкви императора Павла I пока не рассматривался. Эта фигура во многом спорная и неоднозначная. Также следует отметить, что этот вопрос рассматривается Синодальной комиссией по канонизации, а документы ей передает правящий епархиальный архиерей. По церковным правилам только епископ может выступать с инициативой о прославлении подвижника веры.


 

ДОСЬЕ «ВМ»

 

Московский аристократический клуб – закрытая общественная организация, объединяющая россиян – прямых потомков обладателей дворянских фамилий и титулов, которые в состоянии документально подтвердить свои "голубые крови". Создан в 1996 году. Сейчас в рядах клуба – представители двадцати фамилий в России, есть члены и за рубежом. Штаб-квартира находится в Москве.

 

Источник: Газета «Вечерняя Москва», 08.02.2006.

 

 

Сайт создан в системе uCoz