КАМЕНСКИЕ И
ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ СЦЕНЫ
|
Подобный смертным
всем |
История орловской сцены - счастливая, богатая памятными событиями и талантливыми
людьми, вместила в себя почти весь 19-й век, затем 20-й и продолжается в новом,
21-м столетии, не прерываясь. Ее сегодняшнее поколение в 1987 г. объединилось
вокруг животворной художественно-просветительской программы "Классика".
И когда на рубеже веков мы принялись за увлекательное возведение театрального
Дома Тургенева, то, прежде всего, испытали радостное желание приблизиться к
истокам театра, к начальным его сезонам. Самое сильное орловское впечатление
того времени - первое благословенное свидание с Сабуровской крепостью, уникальным
архитектурным памятником 18 века в родовом поместье Каменских. Ее
величественные руины, освещенные закатным солнцем, показались причудливой
декорацией фантастического спектакля, выстроенной на века среди вольных горизонтов.
Здесь когда-то основатель крепости фельдмаршал М.Ф.Каменский, прародитель
орловского театра, открыл актерскую школу. Еще сохранились готические очертания
постройки красного кирпича для домашних сценических затей.
(скульптор
В.П.Басарев) |
Старший сын знаменитого полководца граф Сергей (1771-1835 гг.) - так его
называли в семье, - после трагической гибели отца и преждевременной кончины
брата Николая, тоже выдающегося военачальника, единственный наследник огромного
фамильного состояния, возвратился сюда в 1813 году. Ему шел 43-й год. Генерал
от инфантерии, с юных лет он служил Отечеству, отличился во многих походах и сражениях,
удостоился высших боевых наград. В 1815 г. граф возвел на Каменской площади
необычное здание, высокое, деревянное, с яркой красной крышей и белыми
колоннами, с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и 26 сентября (8
октября по новому стилю) поднял занавес первого в Орле общедоступного
публичного театра.
Может быть, и потому, что на театре не бывает случайных сближений, меня,
приехавшего в Орел в канун 172-летия орловской сцены и собственного 43-летия,
занимала, притягивала личность С.М.Каменского, само его театральное начинание.
Зачем ему это было нужно? Почему в зрелые свои годы он выбрал театр главным
жизненным уделом и занятием праведным? Тогда в Сабурово через временное
удаление я вдруг почувствовал его исключительно театральный характер. Его театр
в Орле - не прихоть, не чудачество, но истинная любовь недюжинной натуры к
сцене. У него, несомненно, был организаторский талант и природное чувство
театра. Свое дело в Орле Каменский поставил уверенно и с размахом. Нарядный зал
на 500 мест, два оркестра, труппы - драматическая, оперная и балетная. В театре
граф Сергей был всем - владельцем, антрепренером, режиссером, иногда сам
сочинял музыку и даже билеты умудрялся продавать. Был осмотрителен в выборе
репертуара, избегал повторения столичных афиш, не пропускал литературных
новинок. Княжнин, Сумароков, Капнист, Грибоедов, Крылов, Фонвизин, Ал.Писарев,
Коцебу, Шекспир, Шиллер - вот круг его авторов. С публикой был строг,
своеволен. Продавая по утрам билеты в кассе, вглядывался в лица, пристрастно
расспрашивал, мог отказать, а понравившемуся нередко вручал даровой билет.
Издавал журнал "Друг Россиян", был почетным членом Общества
Российской словесности, Харьковского университета, попечителем гимназии, щедро
занимался благотворительностью. Так, в 1816 г. сыграл спектакль в пользу
инвалидов Отечественной войны 1812 г. И, как точно подметил кто-то из его
современников, себе в убыток доставлял великое удовольствие орловцам. Его театр
любили, им хвалились. Примечательно тонкое наблюдение князя Дм.Долгорукого,
относящееся к 1820 г.: "Весь город его (графа Каменского) осуждает, и, тем
не менее, каждый идет смотреть любимый спектакль".
|
Задумьвая программу "Классика", мы в какой-то мере принимали
театральное дело Каменского, ощущали себя его наследниками. От тех первых
сезонов начиналась цепочка поколений, тянулся серебряный шнур благородных традиций
- приверженности талантливой литературе, чуткости к духовному богатству родного
края. Именно Каменский и дразнящий успех его удачливых театральных лет подтолкнули
нас к постижению пушкинского завета - дорожить своей родословной, хранить
гордость воспоминаний.
|
Сезоны Каменского подсказали и счастливую идею решения музея истории Орловской
сцены. Живым пульсирующим сердцем его стала миниатюрная деревянная сцена, освещенная
старинными закопченными лампами, крохотный зал, очерченный белыми полуколоннами,
39 зрительских кресел, а сороковым на всех спектаклях присутствует сам граф
Сергей на портрете работы современного орловского художника В.А.Анохина. Так весной
1992 г. возник музейный театр графа С.М.Каменского, обаятельный памятник ему. В
его афише - произведения знаменитых писателей-орловцев: И.С.Тургенева,
Н.С.Лескова, А.И.Писарева, Л.Н.Андреева, И.А.Бунина. Здесь зрителей окружает театральная
история, они оказываются в гипнотическом кольце минувших лет. Вечера у
Каменского - это не только старинные спектакли, но и искренние встречи
современников-актеров и зрителей, талантов и их поклонников.
Ежегодно вместе с публикой театр отмечает свой День рождения. 8 октября 1994 г.
празднование проходило необычно - в освещении занавеса музейного театра
участвовали прямые потомки графа Сергея Каменского, действительные члены
Российского Дворянского собрания. Первый приезд в Орел старейшины сегодняшнего
рода, ветерана Великой Отечественной графа Николая Николаевича Каменского и его
сыновей - Андрея, Алексея и Сергея, - стал сердечным событием. В тот вечер
впервые раздвинулся занавес музейной сцены, сотворенный руками искусной
мастерицы художницы Т.С.Блиновой. Он родился из драгоценной строчки, которую
оставил в своих воспоминаниях о сезонах 1826-27 гг. юный гражданин кулис Гурий
Эртаулов, о занавесе с изображением Парнаса, Аполлона и девяти муз. Из семейных
преданий стало известно, что 26 сентября для открытия театра граф Сергей выбрал
неслучайно, это был и день его именин. В июне 1995 г. в Сабуровской крепости и
в театре имени И.С.Тургенева прошли Дни памяти русских полководцев Каменских. В
результате проведенных раскопок найдены и перезахоронены останки фельдмаршала
М.Ф.Каменского. В усадебной церкви Св.Архистратига Михаила восстановлено
фамильное захоронение, варварски разграбленное в 20-х и 30-х годах прошлого
века.
К 180-летию театра 8 октября 1995 г. в музее истории орловской сцены открыт
бюст графа С.М.Каменского (скульптор В.П.Басарев), а площади, которую в 1815 г.
украшало первое театральное здание, по просьбе театра возвращено историческое
название - Каменская. На ней в начале 21-го столетия собираются создать Поле
воинской славы. Надеемся, что не будут забыты воинские заслуги и ратные подвиги
Каменских - фельдмаршала Михаила Федотовича и сыновей его - генералов от
инфантерии Сергея и Николая, которые в общей сложности провели в боях и походах
64 года! О них, освободителях от турецкого владычества, с благодарностью помнят
в болгарских городах - Разграде, Русе, Селистре, Шумене, где театру не раз
доводилось бывать на гастролях.
|
В конце мая 1998 г. театр впервые пригласил орловцев на праздничное действо в
Сабуровской крепости, посвященное 260-летию со дня рождения фельдмаршала
Михаила Федотовича Каменского. Были представлены сюжеты из репертуара первых
сезонов. Театрализованный праздник в крепости вызвал живой интерес.
Увлечение театром у Каменских, пожалуй, родовая черта! И прямые потомки графа
Сергея всегда в курсе наших театральных событий, с удовольствием участвуют в
фестивалях, поездках. В 1996 г. учредили семейную премию и вручают ее в День
рождения театра. Ее лауреатами названы народный артист России П.С.Воробьев,
заслуженные артисты России Е.А.Карпова, Н.Е.Чупров, А.А.Магдалинин, артист
С.Коленов, заслуженный работник культуры России завлит О.М.Нестерова. Контакты
театра с Каменскими расширяются, становятся разнообразнее и плодотворнее.
Историки, краеведы, библиофилы, театроведы, журналисты с интересом участвуют в
Чтениях, посвященных истории рода Каменских. Они проходили в 1995 и 2000 г. и
значительно пополнили наши знания о самих Каменских и первых двадцати сезонах,
познакомили с редкими архивными документами, находками и открытиями, помогли
восстановить искаженный временем лик знатного российского рода, который, как и
пушкинский, берет свое начало от легендарного Ратши (1146 г.).
|
Для торжественного открытия своего театра граф С.М.Каменский заказал г-ну
Иванову сочинить Пролог, который и был исполнен 26 сентября 1815 г. А потрясенный
причастностью к происходящему преподаватель словесности и изящных искусств
Орловской гимназии Степан Богданович свои впечатления выразил в ликующей оде. В
ней - искреннее предчувствие, что потомки не уронят добытую Каменским и его актерами
театральную славу.
Строки этой оды:
Каменский то здесь произвел,
Чем будет славиться Орел -
не дают покоя новым поколениям, которые стараются развить традиции, сложившиеся
и в сезоны Каменского, и в последующие яркие периоды судьбы театра, чтобы город
наш продолжал гордиться своей старинной сценой.
Б.Н.Голубицкий,
Художественный руководитель театра,
заслуженный деятель искусств России,
лауреат премии потомков основателя
театра графа С.М.Каменского
Фото: С.Чупахин
Апрель 2003 г