Московский журнал № 3, февраль 2002.

 

ИТАЛЬЯНЦЫ В РОССИИ, ИЛИ ИСТОРИЯ СЕМЕЙСТВА ПЕТОНДИ


Р.В. АРСЕНЬЕВА

 

В детстве я неоднократно слышала от бабушки, что одним из предков ее матери — урожденной Петонди — был итальянский архитектор. Поскольку среди семейных документов хранился аттестат, выданный в 1824 году орловскому губернскому архитектору Фоме Ивановичу Петонди, считалось само собой разумеющимся: именно о нем и шла речь. Однако, начав несколько лет назад серьезно заниматься семейной родословной, я в этом сильно усомнилась. Отца моей прабабушки Софьи Александровны звали Александр Николаевич, деда — Николай Иванович; к архитектуре они никакого отношения не имели. Предположив, что отец братьев Николая и Фомы Петонди — Иван — мог быть архитектором, я обратилась за дополнительной информацией в Московский музей архитектуры имени А.В.Щусева. В соответствии со справкой, которую там для меня составили, в России XVIII—XIX веков действительно было два архитектора с такой фамилией: выходец из Италии Иван Осипович и его сын Фома Иванович, родившийся уже здесь. Таким образом, именно Иван Осипович и есть наш итальянский предок.Возможность разыскать кого-либо из родственников Петонди на их исторической родине, в Италии, представилась лишь с получением доступа в Интернет в 1998 году. Практически сразу же обнаружилось два документа, имеющих непосредственное отношение к теме. В первом упоминается архитектор G.Petondi, в 1755 году занимавшийся внутренним оформлением Oratorio di Nostra Singora di Castello в Савоне (итальянский порт на западном побережье Генуэзского залива). Второй посвящен реставрации символа Генуи — старого маяка Lanterna, для обновления фресок на северном фасаде которого в 1785 году приглашался архитектор Grigorio Petondi. Позже от сотрудника Генуэзского университета Карло Бертелли, опять-таки через Интернет, была получена еще кое-какая информация. Так, в Кадастре недвижимости Генуи за 1798 год в собственности Григорио Петонди, сына Томасо (Tomaso), числится несколько строений1. По словам Карло Бертелли, его имя пользуется в Италии определенной известностью, прежде всего как автора застройки Strada Noovissima — улицы в Генуе, объединившей в единый архитектурный ансамбль до того разделенные гористым рельефом районы города. Известно также, что в 1798 году Григорио являлся одним из четырех инспекторов Кадастра Лигурийской демократической республики.В обоих документах фигурируют имена с одинаковым инициалом (G.Petondi и Grigorio Petondi). Казалось бы, речь идет об одном и том же человеке. Однако, поскольку между этими датами (1755 и 1785) прошло 30 лет, оставалась надежда, что литера G в первом случае означает не «Grigorio», а, скажем, Guiseppe. Так и оказалось. Очередной поиск в Интернете принес сообщение, в котором автором работ в Савоне называется Guiseppe Petonti (через «t», поэтому материал нашелся не сразу). Сеньор Бертелли любезно объяснил, что в Лигурии только в 1806 году было твердо закреплено правописание фамилий — до этого писали как слышали: Pettondi, Petondi, Petundi, Petonti.Таким образом, отыскался отец Ивана (Джованни) Осиповича Петонди — Джузеппе, а также (с большой степенью вероятности) дядя Томасо и двоюродный брат Григорио. В XVIII веке в Италии архитектурно-строительный бизнес был делом семейным. Поскольку о Томасо никаких сведений нет, скорее всего, верховодил в артели Джузеппе. Полагаю, именно после его смерти артель распалась и каждый из братьев пошел дальше своей дорогой: Григорио остался в Италии, а Джованни уехал в Россию. В 1779 году императрица Екатерина II заключила контракт сроком на четыре года с итальянским архитектором Джакомо Кваренги2. Тому потребовались квалифицированные помощники, среди которых и оказался Джованни Петонди. Он прибыл в Россию одновременно с Кваренги — в 1779 году3. Здесь Giovanni Giuseppe стали называть на русский лад — Иван Осипович. В течение четырех лет, оговоренных контрактом, он работал на Кваренги и осваивал русский язык, а затем стал брать частные заказы. Первый из известных выполненных им самостоятельно заказов связан с именем действительного камергера Ивана Тюфякина: 21 декабря 1786 года итальянцу был выдан аттестат «О добросовестной работе у князя по строительству». К сожалению, нет сведений о том, что и где строилось.

В октябре 1801 года Иван Осипович получил очередной аттестат от сына знаменитого полководца Румянцева-Задунайского Николая Петровича, которому, возможно, рекомендовал его М.Ф. Каменский. Что и где строилось — опять же неизвестно. Но со времени окончания работ у Тюфякина Иван Осипович, конечно же, не сидел сложа руки. С.И. Федоров в своей книге «Записки архитектора» (Тула, 1987) упоминает о ходивших в ту пору слухах, что Петонди якобы был «наперсником графа Михаила Федотовича Каменского». Если это так, резонно именно ему приписать авторство проекта знаменитой Сабуровской крепости, возведенной в конце 90-х годов XVIII века в орловском имении графа. Знаменитый военачальник жил там некоторое время после того, как император Павел I в 1796 году отправил его в отставку. Крепость представляла собой конгломерат из красного кирпича в псевдоготическом стиле4. В Архитектурном музее есть ее фотографии, сделанные в 1962 году (впрочем, уже тогда от крепости мало что оставалось).

Последний аттестат «О понятии И.О.Петонди в архитектуре» Ивану Осиповичу выдал сын князя Николая Алексеевича Голицына Михаил в октябре 1809 года. На сей раз мне удалось определить, что произошло это в связи с переустройством подмосковного Архангельского, с 1703 года принадлежавшего третьей ветви рода князей Голицыных. Петровский вельможа Дмитрий Михайлович начал, а его внук Николай Алексеевич продолжил дело превращения заурядного поместья в выдающийся памятник архитектуры. В 1809 году Николай Алексеевич неожиданно умер, наследники же сразу продали Архангельское князю Юсупову. Строительство продолжилось здесь значительно позднее, уже без участия архитектора Петонди. Кое-что все-таки он успел сделать: возвел здание библиотеки; возможно, он же являлся автором первого варианта проекта Малого дворца («Каприза»). К 1809 году и Малый дворец, и библиотека уже функционировали. От последней на сегодня остался лишь отдельно стоящий в парке павильон («Чайный домик»). Чертежи библиотеки, подписанные Петонди, уцелели в архиве имения Голицыных Никольского-Урюпина. Как правило, в справочниках и путеводителях по Архангельскому фамилия Петонди упоминается, но при этом ошибочно подразумевается не Иван Осипович, а его сын Фома, которому в момент окончания работ было всего 12 лет.Строительство в Архангельском было прервано неожиданно, пришлось срочно искать новую работу. И опять Орел! Сразу скажем: с Орлом И.О.Петонди связывало очень многое. Здесь он женился на девице Елизавете Филипповне, мещанке, православной; здесь родились все семь его детей, здесь же он и похоронен. Первенец — Николай — появился на свет в 1794 году5, второй сын, уже упомянутый Фома, — в 1797-м. Об остальных можно сказать лишь одно: в феврале 1813 года они еще были живы6.Орловским губернским архитектором с незапамятных времен был Андрей Петрович Клавер7. Ушел ли он в отставку или умер — не знаю, но только в 1811 году на его место назначили Ивана Осиповича — правда, без чина8. Служба продолжалась недолго: в декабре 1812 года он настолько серьезно заболел, что в Орел вызвали служившего в Экспедиции Кремлевского строения сына Фому — проститься9. 1 января 1813 года Ивана Осиповича не стало. Поскольку чина он не имел, пенсия «по потере кормильца» жене и детям не полагалась. Поэтому гражданский губернатор подал ходатайство на имя директора Экспедиции Кремлевского строения, где просил отпустить «архитекторского помощника канцеляриста» Фому Петонди на службу в Орел на место покойного отца. Старший сын Ивана Осиповича Николай, как уже сказано, родился в Орле в 1794 году. Дело случая, что мы достаточно много знаем о нем: последнее место его службы было в военном министерстве, поэтому в документах РГВИА сохранился послужной список, заполненный 7 сентября 1845 года. В ноябре 1810 года Николай Петонди поступил в губернское управление Орла канцеляристом. В декабре 1813 года получил первый чин — коллежского регистратора. В 1817 году перешел в ведомство губернского прокурора. С этого момента начинается его карьера на поприще юриспруденции. К 1821 году произведен в коллежские секретари, в 1824-м — в титулярные советники. Обычно у чиновников было принято жениться после получения этого чина. Николай Иванович несколько опередил события, поскольку его жена, Елизавета Михайловна Степанова, уже 20 мая 1824 года подарила ему первенца — Александра. Была она родом из мещан, владела в Орле городской усадьбой с двухэтажным домом. 1 января 1826 года родилась дочь Варвара, а в 1828-м — младший сын Константин. В начале 1832 года умерла долго перед тем болевшая жена. Определив старшего сына в закрытое учебное заведение в Казани, Николай Иванович с двумя малолетками на руках перебрался в Санкт-Петербург. Устроился там столоначальником министерства внутренних дел. Через два года получил «Знак за безупречную службу в течение 15 лет». Вскоре вслед за старшим сыном отправил в Казань и младшего, а через два года дочь оставляет частный петербургский пансион и уезжает учиться в Астрахань. Примерно тогда же Николай Иванович женится вторично.В 1835 году ему вручают «Знак за 20 лет безупречной службы» и первый орден — св. Станислава IV степени (позднее эту степень отменили и все ее кавалеры автоматически стали обладателями ордена св. Станислава III степени); уволившись из министерства внутренних дел, приступает к исполнению обязанностей правителя канцелярии Департамента путей сообщения и строительства казенных зданий. Почти сразу же ему присваивается чин коллежского асессора, что давало тогда возможность стать потомственным дворянином. В 1840 году Николай Иванович Петонди получает «Знак за 25 лет безупречной службы» и 250 рублей серебром.Видимо, со здоровьем у него было не все в порядке, так как в 1842 году Николай Иванович увольняется по болезни с пенсией 285 рублей 90 копеек. Правда, отставка длилась недолго: уже с 7 сентября 1845 года он снова трудится — управляющим столом в Инспекторском департаменте III отделения Военного министерства. Через полгода он — надворный советник со старшинством. Скончался 2 августа 1847 года.Детей со второй женой Анной Ивановной Николай Иванович не нажил. После смерти мужа вдове назначили пенсию 142 рубля 95 копеек и 47 рублей 65 копеек на падчерицу Варвару. Что с ними сталось дальше — не знаю.О младшем сыне Николая Ивановича Петонди Константине известно только, что родился он в 1828 году в Орле, учился в Казани, в возрасте 23 лет служил чиновником в Астраханской губернии. Более поздних сведений нет ни в одном справочнике. Вероятно, он рано умер. Старший сын Александр, чиновник министерства внутренних дел, служил в Астрахани, был женат на Марфе Матвеевне Башмашниковой и имел от нее трех дочерей: Веру, Софью и Марию. Дослужился до чина коллежского асессора и в 1865 году умер в возрасте всего 40 лет. Переходим к сыну И.О.Петонди, стяжавшему в России наибольшую известность. Фома Иванович Петонди родился в Орле в 1797 году. Отец, считая его способным продолжить свое дело, с малолетства начал учить отпрыска архитектурному мастерству, а в 13 лет определил учеником в Архитекторскую школу Экспедиции Кремлевского строения. Проучился Фома всего два года и 5 июня 1812 года был принят там же на службу в качестве архитекторского помощника10. Во время наполеоновского нашествия Экспедиция эвакуировалась — частью в Ковров, частью во Владимир. В рапорте от 16 октября 1812 года на имя начальника Экспедиции Кремлевского строения, действительного тайного советника Петра Степановича Валуева, говорится, что «коллежский советник, архитектор Экспедиции Николай Кузьмин направляется из Коврова во Владимир в сопровождении выбранного им среди прочих архитекторского помощника канцеляриста Петонди»11. В декабре того же года Фома был «уволен означенной Экспедицией в отпуск на 29 дней в Орел». Как уже отмечалось, отпуск был вынужденным — умирал отец. Во Владимир Фома так больше и не вернулся — ему разрешили наследовать после отца место орловского губернского архитектора.Начался долгий, длиной в 21 год, орловский период службы Фомы Петонди12. В феврале 1813 года он уже архитектор, но без чина. С 1815 года причислен к Орловской строительной комиссии (канцелярист). В 1816 году стал губернским секретарем. 13 марта 1820 года произведен в следующий чин — коллежского секретаря. Тогда же впервые начал серьезное строительство по собственному проекту — каменное здание главного корпуса Орловской духовной семинарии. 2 апреля 1824 года Фома Иванович получил аттестат от действительного статского советника, рязанского гражданского губернатора Николая Ивановича Шредера, бывшего до того губернатором Орла, где отмечаются «ревностная служба и сверхтщательное исполнение своих обязанностей, а также показание совершенного искусства в своей работе губернским архитектором Петонди. Им был проведен ремонт губернаторского и вице-губернаторского домов, казенных соляных магазинов и казармы для арестантов, за каковую отличную службу от щедрот Монарха ... всемилостивейше награжден золотыми часами». В 1826 году Фома Иванович служил губернским архитектором (титулярный советник), в конце 1827 года закончил строительство здания семинарии, а в 1834 году получил новое назначение и вместе с матерью уехал в Казань. Кроме вышеперечисленного, в Орле по проектам Фомы Ивановича строилось здание народного училища, а также, возможно, Троицкий Некрополь (во всяком случае, именно он руководил здесь работами)13.11 июня 1834 года Фома Иванович Петонди приступил к своим обязанностям на посту казанского губернского архитектора14. В том же году им был выстроен здесь первый дом — для купца Александрова. Следующий год он начал с переоборудования под костел квартиры местного ксендза — после поражения Польского восстания в Казани оказалось множество ссыльных поляков католиков15. Также он принимал участие в возведении Казанского Богородицкого монастыря16 и строил по своему проекту новую колокольню в Кизическом монастыре17. Одновременно им выполнялось много частных заказов. К Пасхе 1836 года Ф.И.Петонди получает чин коллежского асессора, в том же году приступает к строительству здания городской думы, а также городских усадеб Е.А.Баратынского и своей собственной. Последняя не уцелела, ее план хранится в архиве Казанской губернской комиссии18. Летом того же года умерла и была похоронена на кладбище Кизического монастыря его мать — Елизавета Филипповна Петонди.С 1837 года Фома Иванович Петонди — главный архитектор строительства казанского Родионовского института благородных девиц. В 1838 году ему присвоили титул потомственного российского дворянина19. В 1841 году по окончании строительства комплекса Родионовского института Фома Иванович награждается орденом св. Владимира IV степени. Тогда же началось расширение Благовещенского собора казанского кремля. В 1842 году заложен первый камень в фундамент здания гостиницы «Казань» (угол улиц Чернышевского и Мусы Джалиля, ныне идет его реставрация). Казалось бы, все идет отлично: в 1843 архитектору следует очередной чин — надворного советника, по-прежнему много частных заказов, ведутся работы по расширению Благовещенского монастыря... Однако в 1844 году Ф.И.Петонди обвинили в допущении технических погрешностей при возведении Родионовского института, возбудили против него дело, лишили должности, чинов, орденов и пенсии, после чего он долгих 10 лет добивался правды в Петербурге, перебравшись туда на временное жительство, чтобы лично следить за процессом. Интересно, что в это время в его казанской усадьбе в 1846/1847 учебном году снимали четыре комнаты студенты Казанского университета братья Толстые, в том числе и Лев Николаевич.В 1854 году Фома Иванович был полностью реабилитирован. По возвращении в Казань он какое-то время продолжал служить в строительной комиссии, но уже рядовым архитектором. В 1859 году он продает свой дом Н.Г.Осокину, в 1860-м — уходит на пенсию. Умер Фома Иванович в Казани 13 июля 1874 года. Похоронили его на православном Арском кладбище20. Там же похоронена и его жена Надежда Михайловна, урожденная Кузьмина. Где они жили после продажи дома Осокину — неизвестно. Для меня этот вопрос не праздный, так как скорее всего именно там поселилась после смерти Фомы Ивановича жена его племянника и крестника Александра с дочерьми, среди которых была моя прабабушка Софья Александровна Петонди. Сам Ф.И.Петонди детей не имел. Главным достижением архитектора Ф.И.Петонди считается предложенный им в 1838 году и позднее во многом осуществленный под его руководством генеральный план застройки Казани — укрупнение жилых кварталов, присоединение к центру зеленых окраин, прокладка магистральных улиц (примерно то же самое сделал его дядя Григорио Петонди в Генуе в 1780-х годах). Развитие Казани продолжалось по этому плану вплоть до революции 1917 года21. Многое из того, что Фома Иванович построил в первой половине XIX века, стоит и по сию пору. Кроме всего прочего, он осуществил еще два важных мероприятия: снял чертежи с собора казанского женского Богородицкого монастыря и с Трифоно-Митрофаньевского храма. П.М.Дульский характеризует его как «яркого представителя российского классицизма и человека весьма образованного, с тонким художественным вкусом». Хотелось бы знать, где сейчас находится коллекция гравюр, одно время принадлежавшая казанскому библиофилу В.П.Якубовскому, — в ней был рисунок пером, изображающий орловскую мастерскую архитектора22. От Ф.И.Петонди осталась прекрасная библиотека, завещанная им Казанскому губернскому музею и содержавшая редчайшие фолианты по архитектуре. Фамилия Петонди закончилась со смертью в 1916 году старшей дочери Александра Николаевича — Веры, но род на этом не пресекся. В начале ХХ века на художественных выставках общества «Бубновый валет» неоднократно представлялись полотна московского художника Александра Николаевича Бейгуля, мать которого — Мария Александровна — была урожденная Петонди. Моя мама, Ирина Константиновна Чапковская, — внучка Софьи Александровны, также урожденной Петонди. Есть и у меня внучки-подростки...

 

Список использованных источников

 

1 Кадастр Лигурийской демократической республики, 1798.

2 Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. Л., 1977.

3 Муртазина Л.М. Казанские архитекторы конца XVIII — начала XX века. Биографический справочник. Казань, 1999.

4 Плужников В.И. Орловская область. Каталог памятников архитектуры. М., 1985.

5 РГВИА. «По прошению вдовы чиновника надв. сов. Петонди. 1847».

6 РГАДА. Ф. 1239, оп. 3, ч. 2, ед. хр. 5615, л. 42 (1813, 11 февраля. Приказы по Экспедиции Кремлевского строения, Ф.И.Петонди).

7 Адрес-календарь Российской Империи. Т. 2. Орловская губерния. 1797—1810.

8 Там же. 1811.

9 РГАДА. Ф. 1239, оп. 3, ч. 2, ед. хр. 5611, л. 214.

10 Там же. Ч. 98, ед. хр. 46899, л. 84.

11 Там же. Ч. 2, ед. хр. 5611, л. 214.

12 Сведения о карьере Ф.И.Петонди в Орле приводятся по Адрес-календарю Российской империи.

13 Кириченко Е.И. Русские архитекторы 1830—1910 гг. М., 1978; Федоров С.И. Очерки архитектуры Орла. Тула, 1992; Федоров С.И. Архитектурные образы Орловщины. Тула, 1982.

14 Сведения о карьере Ф.И.Петонди приводятся по Адрес-календарю Российской империи.

15 Липаков Е.В., Нугмантов Г.Г. История католического прихода в Казани. Татария. Отдел Свода памятников истории и культуры. Историко-архивные исследования. Казань, 1997.

16 Дульский П.М. Классицизм в казанском зодчестве. Казань, 1920.

17 Тапуридзе Х.К. Казань. М., 1945; Остроумов В.П. Казань. Очерки по истории города и его архитектуре. Казань, 1978; Дульский П.Н. Указ. соч.

18 АКГК. 1842. Д. 277.

19 Алфавитный список родоначальников потомственных дворян Казанской губернии. 1787—1895.

20 Агафонов Н. Казань и казанцы. Т. 1. Казань, 1906.

21 Егерев В.В. Возникновение и развитие планировки в Казани. Казань, 1956; Остроумов В.П. Указ. соч.

22 Художественные сокровища Казани. Каталог выставки. 1916. Эксп. № 151; Каталог передвижной выставки. М., 1946. С.19. «Тонкий рисунок пером его мастерской» (самого рисунка в каталоге нет).

 

Все упомянутые в тексте документы, на которые здесь не сделаны ссылки, находятся в личном архиве автора.

 

Сайт создан в системе uCoz